«Сотворить в слове Россию»: виртуальная тематическая полка к 150-летию со дня рождения И. С. Шмелёва.
«Я был только писателем, слушающим голос души своей. Страдания обездоленного народа — вот мое направление...»
И. С. Шмелёв
В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Шмелёва, русского писателя, переживший раннюю смерть отца, противостояние с царской цензурой, убийство сына и вынужденное прощание с родной землей, дважды номинировался на получение Нобелевской премии, но так и не стал лауреатом.
Несмотря на то, что дед Ивана Шмелева по линии отца был перебравшимся в Москву крестьянином из провинции, будущий писатель родился в обеспеченной семье. Его папа Сергей Иванович разобрался с оставшимися в наследство долгами и организовал артель плотников. Также ему принадлежали несколько бань. В супруги он себе выбрал дочь купца Евлампию Савинову. 3 октября (по старому стилю - 21 сентября) 1873 года жена родила ему сына, которого в честь деда назвали Иваном.
С холодной и строгой матерью отношения Ивана всегда были прохладными, хотя именно Евлампия Гавриловна, получившая образование в институте благородных девиц, приучила сына к чтению русской классики. Больше времени мальчик проводил с отцом и нанятыми им мастерами. Был среди них и Михаил Панкратович Горкин – ярый приверженец православия, в пожилом возрасте он оставил работу и по просьбе Сергея Ивановича приглядывал за маленьким Ваней. Считается, что под его влиянием и формировался интерес Шмелева к религии.
Когда мальчику было 7 лет, отец упал с лошади и восстановиться не смог. Мать осталась одна с шестью детьми. Жили на поступления от бань; кроме того, сдали в аренду третий этаж дома и подвал. Счастливая, безмятежная пора детства окончательно завершилась, когда в 11 лет Ваню перевели из частного пансиона, стоявшего рядом с домом, в первую Московскую гимназию.
Его первые пробы пера относятся ещё ко времени учёбы в московской гимназии. В 1897 году был опубликован сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой. Свою первую повесть он отправил на рецензию Максиму Горькому, с которым состоял в переписке. Тот положительно отозвался о литературном таланте Шмелёва. После этого его повести и сборники рассказов начинают регулярно появляться в печати. После выхода в 1911 году повести «Человек из ресторана» имя писателя становится известным на всю Россию.
Шмелев, Иван.
Человек из ресторана [Электронный ресурс] / И. Шмелев ; читает В. Рудниченко. - М. : АРДИС, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)(06 ч. 15 мин.)
Главный герой - человек маленький, официант в дорогом ресторане. Крутится, вертится, стремится всем посетителям угодить, и в этом деле за двадцать лет службы достиг подлинного совершенства. А как иначе? Когда семью кормить надо, приходится закрывать глаза на многое. И даже на то, что творится в ресторанных кабинетах, где отцы семейств весело проводят время с девицами, старцы совращают юных, а жены из хороших фамилий тайком подрабатывают. Лишь бы чаевых побольше, да только почему-то не идут деньги впрок, жизнь разваливается. То "посылал Господь" заработок, а теперь беды посылает одну за другой…
Описывая тяготы народа, видя его тяжелый быт, писатель с одобрением встречает события февраля 1917 года. Однако наступившая за этим неразбериха и последовавшее насилие быстро превращают надежды в разочарование и ужас. Видя разрушение не только основ государственности, но и моральных устоев, нарастание жестокости и хаоса, Шмелев с супругой и сыном, офицером царской армии, воевавшим на фронте Первой мировой, уезжает в Крым. Здесь семья приобретает дом и участок. Но Шмелевым недолго удается оставаться в стороне от трагических событий. Красная армия занимает Крым и, несмотря на старания и письма отца, 25-летнего Сергея Шмелева казнят.
Писатель, чья жизнь разбита утратой, проводит еще два года на полуострове, а затем иммигрирует в Европу. Сначала он останавливается в Берлине, а затем перебирается в Париж. В столице Франции Шмелев проведет остаток жизни.
Вскоре после переезда выходит «Солнце мертвых» - роман, рисующий бесчеловечность революционных событий в России. «Прочтите это, если у вас хватит смелости», - отзывался о произведении немецкий писатель Томас Манн, а Александр Солженицын характеризовал его как «настоящее свидетельство о большевизме», которое передает «отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет».
Шмелёв, Иван
Солнце мёртвых [Шрифт Брайля] : повести, рассказы, эпопея / И. С. Шмелёв. - М. : МИПО Репро, 2011. - 11 кн.
Наряду с "Окаянными днями" Бунина, это одна из самых тяжелых и страшных историй о кровавом кошмаре Гражданской войны, обрушившейся на застывшую в ужасе Россию, символом и зеркалом которой в романе становится маленький поселок в занятом красными Крыму.
Опасаясь за судьбу родины, видя разрушение веками формируемой культуры и подмену ценностей, Шмелев создает рассказы-памфлеты. Во второй половине 20-х критические мотивы сменяет ностальгия по старому укладу. Вершиной этого этапа становится повесть «Богомолье» и роман «Лето Господне». Примечательно, что произведения создавались параллельно. Обе книги снискали большую популярность среди российских эмигрантов. С искренностью и теплотой автор воскрешает атмосферу детства, а вместе с ней – утраченную дореволюционную Россию. Впервые «Лето Господне» публикуется в 1933 году в Белграде, «Богомолье» - в 1935 году там же. На родине Шмелева книги выходят в свет лишь в конце 80-х.
Шмелёв, Иван
Лето Господне. Кн. 1. Праздники [Укрупненный шрифт] : в трёх книгах / И. Шмелёв. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2016. - 268 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих)
Основными темами романа являются движение церковного года (отражены все основные праздники) и параллельно — духовное взросление главного героя, Вани, который проходит как через переживания, связанные с церковной жизнью (радость, страх, ощущение греха), так и через страдания во время болезни и смерти отца.
Шмелёв, Иван
Лето Господне. Кн. 2. Праздники – Радости [Укрупненный шрифт] : в трёх книгах / И. Шмелёв. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2016. - 324 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих)
Перед читателем разворачивается весь годовой круг богослужений — от «Великого поста» (первая глава первой части) до «Радуницы» (последняя глава второй части)
Шмелёв, Иван
Лето Господне. Кн. 3. Скорби [Укрупненный шрифт] : в трёх книгах / И. Шмелёв. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2016. - 176 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих)
В третьей части семья Вани сталкивается с трагедией. Любимый отец из-за зловещей вороной кобылы Стальной получил тяжёлую травму и медленно угасает. Глазами ребёнка показаны болезнь и смерть, которые также окружены традиционными обрядами и верованиями.
Последний период творчества русского писателя отмечен усилившейся тоской по родине. Шмелев обращается к воспоминаниям опоездке 1896 года и создает очерк «Старый Валаам».
Шмелёв, Иван
Старый Валaам [Электронный ресурс] :/ И. Шмелёв ; читает В. Лебедева. - М. : ИПТК "Логосвос", 2013. - 1 ф.к. (SD 4Gb)(04 ч. 31 мин.)
Книга известного русского писателя Ивана Шмелева «Старый Валаам» рассказывает о впечатлениях автора от посещения им в студенческие годы Валаамского монастыря, известной древней обители, которая дала ему твердую опору в жизни — в православной вере.
Шмелев настолько ненавидел большевистский режим, что воспринял вторжение фашистов в СССР как божье провидение. В письме к философу Ивану Ильину нападение Германии назвал «подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола» и выразил надежду, что свержение власти коммунистов откроет путь для духовно-нравственного возрождения страны. Восторженно приветствовал наступление фашистских войск под Москвой, поддерживал решение части русских эмигрантов воевать против СССР. В Париже в период оккупации он сотрудничал с единственным русскоязычным изданием «Парижский вестник», занимавшим прогерманскую позицию. После войны он пытался оправдаться в печати по поводу своей поддержки Гитлера, но большинство знакомых отвернулись от него.
24 июня 1950 года Иван Сергеевич Шмелёв скончался в Покровском монастыре в Бюсси-ан-От от сердечного приступа. Он был предан земле на знаменитом парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А через полвека, в 2000-м году, прах четы Шмелёвых был перевезён в Москву и захоронен рядом с могилами родственников в некрополе Донского монастыря.
Стиль И.С. Шмелёва оказал значительное влияние на литературу. Его яркий и выразительный язык, использование различных литературных приемов и образов делают его произведения уникальными и запоминающимися. Он создает атмосферу напряженности и драматизма, что позволяет читателю глубже вжиться в сюжет и пережить эмоции героев.
В целом, творчество И.С. Шмелёва отличается глубокой психологией персонажей, философской глубиной, ярким языком и социально-политической тематикой. Его произведения оставляют глубокий след в сердцах читателей и продолжают быть актуальными и вдохновляющими до сегодняшнего дня.